Русская правда как памятник права

Русская Правда как памятник права.
К актовых источников относятся исторические документы, которые на момент их создания (составление, написание) предназначались для установления тех или иных правовых, регулирующих общественные отношения норм. Актовые источники создавались практически от начала письменной истории до наших дней, например, в истории Украины — от договора Олега с Византией в 911 г... В Конституцию Украины, принятой 28 июня 1996 p., И закону, который сегодня может принять Верховная Рада, указу, который так же сегодня может выдать Президент.
Правда, в древности такого термина, как акт, актовые материалы на Руси не употребляли, хотя слово actus (официальный документ) в латинском языке, разумеется, было. Вплоть до XV в. все государственные и частные документы, имевшие правовую регулирующую силу, назывались грамотами, письмами.
К созданию письменных правовых документов общественные отношения, отношения между отдельными людьми регулировались обычным правом. Со временем нормы обычного права записывались, к ним добавлялись новые нормы, появление которых диктовалась потребностями государства. При этом предыдущие нормы, в том числе и обычные, могли отменяться или видоизменяться и тому подобное.
Образцом органического сочетания государственной законотворчества нормам обычного права является древнерусский правовой кодекс Русская Правда, создание которого связывают с именем князя Ярослава Мудрого и его сыновей Изяслава, Святослава и Всеволода.
В Историографы высказывались различные, часто противоположные думкн о том, какое право составляет основу Русской Правды Российский Историк М Карамзин первоосновой Исторического процесса считал деятельность великих князей и царей, династии и государства И рассматривал Русскую Правду как результат деятельности только Ярослава Мудрого, который для создания кодекса использовал скандинавские (Норман) и германские нормы права.

Украинский правовед, известный политический деятель Константин Левицким-кий считал, что главным источником Русской Правды было местное обычное право Он писал «не следует оспаривать, что в самой заснет древнейшее обычное право на Руси было жсрелом к ​​законно предоставленного права в» Правде Рускш «3 того Учитывая вещь принимая, принадлежит» Правду русских «считать нашим удельным правом руским, что вышло из народного обычая И в значительной части на сегодняшний день задержалось в обычая народа русского».
Украинский ученый в области истории права, член-корреспондент АН УССР Николай Максименко (умер в 1941 г.) видел в правовых нормах Русской Правды римские источники Профессор Киевского университета, председатель Исторического общества Нестора-летописца Михаил Владимирский-Буданов (умер в 1916 г. ) выводил нормы Русской Правды из византийского права, а Историк еврейского происхождения Барац — с древнееврейского и ш Это показывает, что Русская Правда как памятник права уже давно является предметом исследования исторической и историко-правовой науки
В 1935 г. Академия наук Украина выдала Русскую Правду в пяти редакциях И семи списках В 1940 г. Институт истории Академии наук СССР издал Русскую Правду так же в различных редакциях и списках (около 12) Академические издания пяти редакций являются вариантами трех основных редакций Русской Правды Краткой Русской Правды , Расширенной Русской Правды, Сокращенной Русской Правды
Всего же науке известно около десяти списков (вариантов) Краткой Русской Правды и более 100 списков (вариантов) Расширенной и Сокращенной Правды Краткая Русская Правда имеет два основных списки Академический и Археографический В свою очередь Академический список масс около десяти вариантов позднего происхождения.
Однако вопрос о различиях между собой различных редакций и списков — это вопрос специальных источниковедческих исследований, проблем Историко-правовой науки Здесь необходимо остановиться на особенностях трех основных редакций.
Упоминание о написании Русской Правды сохранилась в Новгородской первой летописи младшего свода (составленный в 1442 г.), помещена под 1016 В этом месте после сообщения о победе новгородского князя Ярослава Владимировича над киевским Святополком Окаянным написано, что Ярослав с этой победе щедро наградил свою жену и, кроме того, дал новгородцам свою «Правду» и «Устав списал, тако рекши им:» По сей грамоте ходите, якоже копьях вам, також Держите. А се есть Правда Руская ».Однако историки подвергают сомнению 1016 г., считая, что новгородский летописец хотел просто возвеличить Ярослава, у которого якобы заранее уже была написана «Правда». Сомнение основывается и на том, что здесь упомянуты сыновья Ярослава Изяслав, Святослав, Всеволод, при которых была составлена ​​вторая часть Краткой Русской Правды уже после смерти Ярослава.
В другом новгородской летописи — Софийском И, составленном. в XV в., тоже есть упоминания о Ярославе грамоты, но под 1019 и под 1035 Возможно, последняя дата и является времени написания первой части Краткой Русской Правды, или, как ее еще принято называть, Правды Ярослава. В этой части Русской Правды — в Правде Ярослава — историки выделили 17 статей, хотя первичные протографу Правды Ярослава статей нет.
Правовое содержание Правды Ярослава касается в основном уголовного права. В Правде очень прослеживаются нормы обычного права, в частности кровной мести: "Оубиеть моуж моужа, то мъстить брату брата, любо сыновей отца, любо отцу сына, любо Братья-Чадо, любо сестриноу сыновей; аже НЕ боудеть кто мЪстя, то 40 гривен за голову ; аже боудеть роусини, любо Грид, любо коупець, любо ябедники, любо мечник, аже изгои боудеть, любо словеникъ, то 40 гривен положить за т>.
Аже холопъ оударить свободна моужа, а бежит в хоромъ, а хо — динъ начнет не дать его, то холопа пояти, да платить хозяйке за нъ 12 гривен, а за тъмь, где его налезеть то моужъ, да бьют его ".
Как показывает даже этот отрывок, в Правде Ярослава право кровной мести сосуществует с ее заменой выкупом, чего не видим в договорах Руси с Византией, где право кровной мести не знает себе эквивалента. Например, в договоре 911р. записано: "Если убьет христианина русин или христианин русского, пусть умрет там, где совершил убийство, если есть он имущих, (то) часть имущества его, которая его будет по закону, пусть возьмет родственник убитого; но и жена убийцы пусть имеет столько, сколько положено по закону. Если тот, кто совершит убийство убежал, неимущим, да будет он под судом, пока не найдется, и тогда пусть умрет ".
Однако за удары, побои уже в договоре 911 г... Предусматривалась материальная компенсация, а не удары или побои в ответ. Отмечалось, что за нанесение побоев виновник должен заплатить "5 литров серебра, а никак имущий пусть снимет с себя даже ту же одежду, в которой он ходит, а о
остальные пусть поклянется по своей вере, что больше ничего не имеет И никто ему не может помочь ". За кражу вор должен был отдать тройным, как и за ограбление грабитель — тройным. Не предусматривалось никакого наказания за убийство вора, если тот, кто оказывает кражу, будет убит, «пусть не наказывают за смерть ни христианина, ни русина».
Наличие очень детального правового регулирования по договору 911р. дает пидставидопускаты, что и вне договора (задолго до появления Русской Правды на Руси) мог быть песней кодекс.
Вторая часть Краткой Русской Правды получила название Правда Ярославичей. Она, очевидно, составлена ​​на одной из встреч сыновей Ярослава. Эта часть начинается словами: "Правда уставлена ​​руской земли, егда ся съвокупил Изяслав, Всеволод, Сватослав, Коснячно, Перенег, Микифор Киевлянин, Чюдин,