Формирование содержания курса «организация документальных баз данных» для подготовки специалистов в области информационной деятельности

Разработка комплекса учебно-методического обеспечения для подготовки специалистов по информационной деятельности требует системного отбора содержания обучения, который бы отвечал задачам, которые стоят перед специалистами указанного профиля в практической деятельности.
Целесообразность изучения курса «Организация баз данных» теоретически обоснована тем, что понятие «база данных» является целостным научным понятием информатики, которое, с одной стороны, объединяет другие ее основные понятия, идеи и методы, с другой — широко используется в различных областях практической человеческой деятельности благодаря таким мощным средствам информационных технологий, как системы управления базами данных (СУБД).
Развитие информационной деятельности, выход к информационным сетям мировой информационной инфраструктуры, обмен информацией, создание сводных электронных каталогов, корпоративных информационных значительно расширяет спектр прикладного использования автоматизированных документо-информационных систем, делает их применение междисциплинарным направлением, необходимым для изучения специалистами, работают с информационными ресурсами науки, культуры, образования, сферы предпринимательства.
Технология баз данных занимает особое место в теории и практике автоматизированных банков информации, включая часть разделов и терминологию из смежных отраслей информатики.
В теории автоматизированных банков информации особое внимание уделяется документальным информационно-поисковым системам, которые широко используются в информационном обеспечении ученых, специалистов, управленческих работников.

Документальные системы имеют объектом поиска документ (его библиографическое описание, аннотацию, реферат, полный текст), и имея много общего с фактографическими системами, то есть такими, в которых осуществляется поиск различных числовых характеристик, фактов, данных, имеют ряд существенных отличий и специфических требований, касающихся стандартизации представленной в них информации и требований к программным средствам.
Анализ учебных пособий общего по информатике и компьютерных технологий, специальной справочной литературы по изучению конкретных программных средств, в том числе и систем управления базами данных, свидетельствует, что существует большая лакуна в освещении в учебно-справочной литературе такого важного раздела в области изучения основ обработки данных в автоматизированных информационных системах, как проектирование документальных баз данных в соответствии с международными стандартами, которые позволяют осуществлять обмен информацией на международном уровне.
В учебно-воспитательном процессе подготовки менеджеров информационных систем, как специалистов по управлению информационными потоками, содержание основных понятий информатики, в частности таких, как структуры данных, типы данных, организация и управление данными и др., отобранный и методически обоснованный с учетом специфики учебного процесса, может быть эффективно использован для совершенствования приемов профессионализации студентов и развития у них исследовательского, творческого подхода к постановке и решению информационных задач.
Важность нового, углубленного подхода к роли баз данных и соответствующего программного обеспечения для их обработки в учебном процессе подготовки специалистов различных профилей, осознается исследователями, разрабатываются соответствующие рекомендации по совершенствованию такой подготовки [1]. Вместе с тем, требует особого внимания формирования содержания курса «Организация документальных баз данных» для подготовки специалистов в области информационных ресурсов. Дифференцированный подход к отбору содержания образования в области организации баз данных при подготовке менеджеров информационных систем обусловлен специфическим предметом их труда, структуре деятельности и конечным продуктом деятельности [3]. Поэтому, при определении концепции подготовки специалистов в области информационной деятельности по изучению организации баз данных следует руководствоваться следующими положениями:
1) научное понятие «база данных» играет важную роль в теоретической и прикладной информатике;
2) умение проектировать документальные базы данных на логическом и физическом уровнях в практической деятельности, знание основ обработки информации средствами СУБД, которые предназначены для создания документальных баз данных, имеет большое значение для формирования специалиста в области информационных систем [4-6] .
Проектирование баз данных является сложным творческим процессом, успешное осуществление которого требует от исполнителя высокого уровня сформированности основных приемов умственной деятельности — анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и обобщения. Для успешного, сознательного и творческого использования инструментария, предоставляемого современными информационными технологиями обработки данных, специалисту необходимы глубокие знания теоретических основ, на которых основываются эти технологии, умение исследовать предметную область и проблемное среду создаваемого банка информации, а не только владение приемами работы с определенным программным средством. Вместе с тем, студенты должны знать функциональные возможности и назначение определенных классов программных средств, в частности это касается программных средств для ведения документальных баз данных.
Уникальные возможности как с практической, так и с дидактической точки зрения для получения знаний о принципах, на которых основываются современные автоматизированные технологии создания документальных баз данных, приобретение навыков проектирования и использования документальных баз данных (в частности библиографических и полнотекстовых), отработка навыков стратегии поиска с использованием логических (булевых) операторов, моделирование сводного электронного каталога информационных ресурсов с помощью файла обмена ISO 2709, имеет система CDS / ISIS, которая была специально создана и распространяется ЮНЕСКО.
Предпочтение использованию в учебном процессе именно системе CDS / ISIS перед другими СУБД, в частности MS Access, Fo xPro, Paradox и др., объясняется тем, что CDS / ISIS является системой управления базой данных и средой для разработки различных структур документальных данных, поддерживает поля переменной длины, позволяет ведения полнотекстовых баз данных и осуществления в них контекстного поиска, предоставляет возможность идентифицировать на уровне подполе наименьший элемент информации. Система CDS / ISIS может быть использована для различных информационно-справочных баз данных, справочного аппарата по существующей общепринятой формы формулировки названий организаций, имен лиц, географических названий, их альтернативных форм, вариантов формулировок, которые могут заинтересовать предприятия любого типа, для формирования коммерческих баз данных для предпринимательских структур, позволит информационным службам широко применять маркетинг информационных продуктов и услуг.
Система позволяет применить такие методики обучения, которые предоставляют возможность организовать учебно-познавательную деятельность в виде специальных познавательных задач, которые формулируются в виглядиконкретних целевых наставлений, что позволяет поэтапно контролировать результаты учебно-познавательной деятельности и развивать такие фундаментальные мышления, функции как анализ , синтез, обобщение и др.
Опыт преподавания учебных курсов, построенных на системе CDS / ISIS, существует во многих странах мира. В частности, Национальный центр развития