Эпиграфические памятники

Эпиграфические памятники (от гр. Сл. Epigraphe — надпись, собственно надпись на памятнике) Такие надписи выполнялись в основном на камне, граните, мраморе В античной Греции и Риме на таком материале чеканились надгробные надписи , надписи на памятниках, а также на специально изготовленных гранитных или Других таблицах о выдающихся поди в жизни полисов, подвиги граждан, о законах и правилах, которые должны регулировать государственной и общественной жизни Эпиграфы в честь отдельных лиц или выдающихся событий, как правило, имели распространенный содержание и назывались декретами
В широком смысле слова к эпиграфических памятников относятся также надписи, нанесенные путем глубокого или слабого царапанье на стенах зданий, на поверхности изделий ремесленников, в частности посуды и т. п. Такие надписи называются граффити
Классические эпиграфы — надписи на камне распространенных форм — занимают видное место среди Исторических источников по истории причерноморских государств-полисов всего таких текстов сохранилось с истории Херсонеса, нынешней южной окраине Севастополя, где проведены раскопки бывшего греческого города-колонны, на их основе создан музей-заповедник под открытым небом Здесь немало фундаментов домов, акрополя, рынка, порта, цитадели, хозяйственных каменных ям дорожных настилов, которые в комплексе позволяют четкое представление о контурах древнего города и занятия его жителей главные источники малых форм, в том числе надписи на плитах концентрируются в доме и перед зданием музея, созданном в этом мертвом городе По характеру реконструкции исторической действительности музей в Херсонесе очень напоминает музей на территории древней болгарской столицы Плиски
Содержание Херсонеса надписей касается отношений греческой метрополии с городами-емнирнимы, отношений этих городов со Скифии, характера торговли между ними Но особенно интересным документом среди эпиграфов Херсонеса является текст присяги, отчеканен на мраморной прямоугольной плите, которую принимали юноши Херсонеса после достижения совершеннолетия

Практически это была гражданская присяга всего мужского населения города в период, когда оно переступало возрастной рубеж совершеннолетия Юноша клялся именем Бога, будет оберегать демократический строй Херсонеса, не предаст ни города, ни его владений, служить народу, не будет иметь никакого помысла против Херсонеса или его граждан, а не разглашать государственную тайну, а если узнает о заговоре против города, то в известность о ней власть Присяга, очевидно, была экстраординарным мероприятием относительно возможных заговоров против власти, системы и была введена в конце IV века до н. э. после попытки осуществления государственного переворота
В остальном эпиграфе со II века до н. э. — "Декрете о Дюфанта "полководца понтийского царя Мигридата VI, рассказывается о походах и победы полководца против скифов, тавров и Других врагов Здесь находим сообщение о восстании рабов под предводительством Савмака в 107 г. до н. э.
В Афинах сохранился эпиграф, высеченный на мраморной плите и поставлен 346 г. до н. э. в афинской гавани Пирей, в котором рассказывается о Боспорское царство По форме — это Декрет о правителях Боспора, сыновей царя Левкона И, ко игре вступили на престол соправителей Спартока II и Перисада И Декрет хвалит соправителей за доброе отношение в Афины, которое заключалось в том, что город и именно, и как посредник очень способствовало закупки греческими купцами в Боспоре хлеба и других товаров, боспорская власть оказывала греческим купцам приоритетное право первыми загружать свои корабли, освобождала их от уплаты пошлины Декрет сообщал, что Афины венчают Спартока 11 , Перисада 1 золотыми венками во время крупнейшего афинского праздника — Больших Панафиней
Очень вместительная Историческая социально-политическая Информация по Истории Ольвп с конца III века до н. э. отражена в почетном эпиграфических надписях с этого времени в честь Ольвийской гражданина Протогена В Декрете о Протогена рассказывается, что под стены Ольвии неоднократно подходили варвары Они угрожали городу разрушением.
Учитывая экономические и прочие трудности город не имел вооруженной силы, способной разгромить варваров, требовали выкупа На выручку приходил Протоген, который жертвовал на откуп города крупные суммы денег Но у города были и Другие беды — время от времени повторялся голод , делались непригодными оборонительные стены и башни, старели городские корабли Каждый раз город выручал Протоген Как отмечалось в Декрете, Протоген был первым среди благотворителей, хоть Имена Остальных не назывались Однако из этого можно предполагать, что в городе, в общем упадок и находилось в условиях внутренней и внешнего кризиса, все-таки сформировалась и Существовала богатая городская плутократия.
Эпиграфические памятки с Других территорий Украины основном носят по тексту малые формы надгробные надписи, надписи на памятниках, а с истории периода Киевской Руси — граффити.
В Киеве и других городах такие надписи высекались или карабкались на кирпиче, литейных формах, хозяйственном посуде, корчагах, прялках и Других вещах бытового потребления, а также на стенах зданий На прялках чаще наносили Имена владельцев «Княжа есть», "Молодило «,» Янка удачная пряслень Жирць «и Ин На корчагах писали об их содержании или Имя владельца» Мстиславова корчага «, иногда также помещали пожелания мастера» Благодатнейша полна корчага сия "и т. д.
Интересные сведения открыты в результате изучения граффити XI — XVI в на стенах Софийского собора, церкви св Михаша Выдубецкого, Кирилловской церкви и ш В одной из надписей на стене Софийского собора сообщается о смерти Ярослава Мудрого 20 февраля 1054 г. Надпись уточняет летописное хронологию.
Еще одна надпись рассказывает о мире, заключенный под Киевом на Желяны между киевским князем Святославом Изяславичем, Владимиром Моно-махом И Олегом Святославичем В «Повести временных лет» или