Агиографическая литература

Произведения агиографической литературы по жанру — рассказы о жития святых (а по — святой, графо — пишу). Этот жанр давал большую возможность поучать, проповедовать христианскую мораль, формировать у народа желаемый стереотип взглядов на церковь.
Наряду одобренным церковью житиями святых с XIV-XVI вв. сохранилось очень много списков рассказов на библейские темы, которые были плодом свободного творчества, что каждый раз отходила от догматов веры. В литературе такие произведения получили название апокрифов (апокрифос — тайный, тдробниы). Они писались об Адаме и Еве; третий Адамово-то сына Ламеха; пророка Моисея; царей Давида и Соломона; иногда вообще о надуманных персонажей. В томе «Украинская литература XIV-XVI вв.» помещенные апокрифы о упомянутого Ламеха, бунт Люцифера и ангелов, Соломона и Китоврас, «Хождение Богородицы по мукам». Последнее произведение очень интересен с точки зрения светского восприятия Бога, порядков на земле и небе, в аду, Божьего понимание справедливости наказаний за грехи. Сюжет такой. Богородицы захотелось посмотреть, как грешники наказываются в аду. С просьбой она обратилась к архангела Михаила. «Тогда Михаил говорил создаться аду, а гды создалось ад, видит пресвятая Богородица множество мужей и жен, а они плачут И кричат ​​вели гласом». И так пресвятая Богородица ходила от одних грешников мучились в аду, в Других И все спрашивала Михаила «Что сии души согрешили?», А Михаил все объяснял: кто мучается за то, что не верил в Бога, а кто-то за то, что некрещеный или за то, что отца и мать раздражал, другие — за то, что оговаривали людей злыми словами, в церковь не хотели вставать, что в рост брали, церковное добро на свои пожитки обращали, а это "попадьи, котории по смерчи мужей своих блуд творят и ш.
Трудно сказать, «Хождеше Богородицы по мукам» было просто народным видением правопорядка, созданного Богом, или пародией на христианское учение об аде и рае. Но произведение наполнено богатой художественной фантазией и интересна литературной достопримечательностью своего времени.
Однако упомянутые достопримечательности не одобрялись церковью. В лоне монастырского затворничества писались произведения, имели отображать официальный православно-христианский взгляд на веру в Бога, соблюдение его заповедей, на скоропреходящей земных благ и ценности вечного блаженства в раю и др. Свои идеи авторы таких произведений Иллюстрировали примерами Божьих угодников, которые отреклись от радостей мирской жизни, власти и богатства и во имя Бога шли на всевозможные ограничения телесных поездов и выгод, проводя время в молитве, в духовных устремлениях к Богу. Бесспорно, описания жизни таких угодников украшались различными знамениями, чудесами, соблазнами дьяволов и победами над бесами и тому подобное. Так появилась многочисленная литература под названием «жития святых».
Для Иллюстрации коротко переловишь «Житие Николая Святоши». Николай был сыном Давида Святославовича, князя черниговского, внуком Святослава Ярославича, князя киевского и черниговского. Имел братьев Изяслава и Владимира, с которыми княжил. Но под влиянием веры в Бога покинул княжение пошел (постригся) в Киево-Печерский монастырь. Три года «проходил послушание» в поварни, «своими руками рубил дрова и носил их на плечах с берега в монастырь». После этого Николай был приставлен охранять монастырские ворота, где также провел три года. Наконец перевели его для служения при трапезах. Поддерживал связь со своим врачом сирияником (родом из Сирии) Петром, который хотел отказать Николая от монашеской жизни, но из этого ничего не вышло. Но вот заболел врач Петр. Тогда Николай очень молился за него и молитвами своими вылечил его.
то Николай призвал к себе Петра сообщил, что через три месяца он отойдет из этого мира. Петр начал плакать и просить, чтобы Николай помолился Богу, чтобы вместо него умер Петр. Зашли в пещеру, где уже было приготовлено смертное ложе. Петр снова начал просить Николая, чтобы ему лечь на постели, а не Николаю. И так случилось через три месяца. Николай после этого еще прожил 30 лет в молитвах и угодничества Богу. После его смерти князь Изяслав, когда болел, то натягивал одежду покойного Николая Святоши и виздоровлював. Это именно делал Изяслав, когда отправлялся на войну. Выбранное защищало Изяслава. Однажды Изяслав согрешил И поэтому не посмел надеть наряд Святоши, когда шел на войну Там он и погиб
Хотя жития писались на церковнославянском языке, киевское среду сказалось на языке украинизмами, как, например, в жить Николая «смотрю» , «брат Петре1», «сирых и убогих», «мне скорби Петре1», «а мертви», как гласит Исаия, «дерзай, брат» и другие.
Сборники житий святых получили название патерики (латинское pater — отец), то есть рассказов о святых отцов Сборники житий в коротких редакциях имели еще название пролога.
Из цикла житий святых средневековая Украина имеет очень оригинальный памятник «Киево-Печерский патерик», составленный монахами Печерского монастыря в эпоху его расцвета перед нападением Батая Главными авторами патерика были Нестор-летописец, монах Поликарп, один из создателей части Киевского летописи — свода Поликарпа, епископ Си-мон, который умер 1226 г. Нестору, в частности, принадлежит «Сказание» о названии монастыря Печерским, жития преподобного отца Феодосия и о Другие его деяния Нестор был автором жития святых Бориса и Глеба Епископу Владимирском И Суздальском Симону принадлежат «Слово о строении церкви Печерской», «Послание к Поликарпу», много переводов житий с греческого языка Поликарп был автором рассказов о Спиридона Проскурныка, Алипия Иконника и др.
Хотя авторы «Патерика» сосредоточивали внимание на богоугодных деяниях святых отцов, в их рассказах проступает немало деталей, отражали светскую жизнь о взаимоотношениях между монастырем и князем, княжеской властью, о хозяйственной деятельности монастыря, торговлю, об отношении к монастырям людей , что не всегда было доверчивым И благосклонным, о народных верованиях и влияния на них христианства и ш В «Патерику» есть сюжет о конфликте между монастырским врачом Агапием И княжеским врачом армянином, о попытке привлечь к строительству монастыря Иностранных мастеров (греч И Обези), о том, как брат Владимира Мономаха Ростислав утопил Печерского «старца» Григория за оскорбительные слова в адрес военной дружины (+1093) и т. д. «Жития» выдержаны в духе