Библиотечная профессиологии и подготовка кадров для библиотек часть 1

политической. В образовательной системе библиотечной сферы направления, в которых следует искать содержательные изменения, составляют конструкты этой системы. Они же позволяют наметить те пути, где влияние с целью управления и прогнозирования в системе профессиональной подготовки кадров библиотек наиболее эффективен. Содержательная подготовка студентов в библиотечной школе должна определяться через призму блоков требований к библиотечно-информационных специалистов. С некоторыми изменениями наполнения блоков выглядит следующим образом:
первый блок — методологический — ориентируется на социально-информационную науку, рассматривает библиотеку как элемент документально-информационных коммуникаций, опора на современный стиль научного мышления, овладения современными методами познания и мыследеятельности, формирование способностей человека к выходу за пределы познанного, то есть он должен быть готов не только воспроизводить нормы, образцы и прототипы, зафиксированные в профессиональной библиотечной сфере, но и создавать новые.
второй блок технологический — ориентируется на современные библиотечно-информационные технологии с использованием электронной техники, новых носителей информации, техники связи, безбумажных коммуникаций.
3-й блок — инструментальный — средства и методы деятельности в данной сфере, направленные на достижение целей и задач этой сферы.
четвёртый блок — содержательно-предметной — когнитивная составляющая сферы деятельности, ее научные основы, существующие модели.

паспорт мальты

пятый блок — закономерности осуществления деятельности, функционирование и развитие организационных форм, управление, планирование и т.
шестой блок — исторический — генезис развития структуры СКД, системы образования в целом, социокультурные особенности этапа развития.
седьмой блок — квалификационный — уровень задач, которые решаются, знаний, умений, навыков.
Ясно, что все конструктивные элементы составляют основу для дальнейшего моделирования содержания образования специалистов, согласно выбранным профессиональным направлениям. В совокупности они обеспечивают целостность «содержательной конструкции» БУ и одновременно необходимые потенциалы к развитию, которые задаются взаимовлияния факторов развития каждого из конструктов.
Содержание предметно-инструментальной основы деятельности библиотечного работника детерминируют область его профессиональной компетенции. Культурно-исторические компоненты деятельности влияют на область социальных и общественных представлений и позиций. Структура, технология, общий характер СК деятельности в целом обусловливает область психологических и часто психофизиологических качеств библиотечного работника.
Для того, чтобы выйти на конечную цель подготовки современного библиотечного специалиста, то есть сформировать профессиональную деятельность, необходимо заложить в основу подготовки соответствующие параметры этой деятельности.
Компонентно-параметрическое описание профессиональной деятельности и ее использования в процессе организации обучения библиотекарей и других специалистов для социально-коммуникативной сферы открывает дальнейшие возможности для разработки ментальных моделей обучения и перевода обучения на новые технологии, в частности, автоматизированные обучающие программы.
Подход, который предлагается, обладает гибкостью в представлении блоков дисциплины, замены дисциплин по мере развития фундаментальных и прикладных наук, появления специальных дисциплин. Она (модель) позволяет учесть нелинейность в содержательно-предметной структуре дисциплин подготовки библиотекарей и информационных специалистов, а также нелинейность самой структуры организации подготовки в вузах культуры.
Она вмещает в себя элемент предубеждения, в контексте подготовки специалистов, как в плане совершенствования традиционных форм профессиональной деятельности (ее методов, средств, структуры интенсивности и т. д.), подготовки, разработки, эксплуатации более усовершенствованных продуктов своей деятельности, так и с точки зрения опережающего развития библиотечной школы по сравнению с областью применения труда специалиста, то есть он становится «полигоном» «местом роста» социального библиотечного организма, содержит в себе импульс развития, который несут в социальную практику его выпускники.
В современных условиях наиболее совершенной формой профессиональной деятельности является преобразовательная, инновационная, творческая деятельность специалиста.
Современные библиотекари должны быть подготовлены к осуществлению деятельности, развивающейся в тех местах инфраструктуры общества, которые они займут как специалисты.
Разница в подготовке специалистов документально Информационный сферы не должна отличаться по содержанию подготовки, которая закладывает основы профессионального мировоззрения.
Литература:
1. Библиотековедение: теория, история, организация деятельности библиотек: Учебник. — X., 1993. 176 с.
2. Калиберда Л. Общее библиотековедение: Учеб. пособие. — М., 1998. -192с.
3. Чачко А. Библиотечная профессиологии: Учеб. пособие. — М., 1996. — 120 с.
4. Алтухова Г. Професcиональная этика библиотекаря. — М., 2000. -102 с.
5. Балыка Д. Библиотека в прошлом. — М., 1925. — 117с.
6. Библиотека в демократическом обществе: 3б. матер. Междунар. наук. конф. / КДИК. — М., 1995. — 201 с.
7. Библиотечная наука, образование, профессия в демократической Украине: 3б. наук. трудов / КДУКИМ. — М., 1998. — 108 с.
8. Ильганаевои В. Библиотечная образование: новая парадигма развития. — М., 1996. -255с.
9. Ильганаевои В. Библиотечная сфера — социальный институт // Библ. Вестник. -1994 -№3. -С. 2-5.
10. Костенко Л. Информационно-коммуникативные ресурсы библиотек АН Украины // Библ. Вестник. — В 1993. № 3-4. С.55-58.
11. Пашкова В. Интеллектуальная свобода и доступ к информации в библиотеках: Зарубежный опыт. — К., 1998. -70 с.
12. Сенченко Н. Библиотеки и компьютеры. — М., 1990. — 226 с.
13. Слободяник М. Научная библиотека: эволюция структуры и функций. — М., 1995. — 268с.
14. Украина библиотечная. — М., 1996. — 92 с.
15. Украинская библиотечная ассоциация: Документы и материалы. — К., 1998. — 78 с.
16. Чачко А. библиотечного специалист: особенности труда и профессионализациы. — М., 1986. — 192 с.
17. Чекмарев А., Костенко Л., Павлуша Т. Национальная система электронных библиотек. — М., 1998. — 50 с.