Источниковедение агиографическая литература часть 2

Станислав Ореховский-Роксолан.
Интересной под каждым осмотром есть наследие Василия Загоровского, в частности его «Духовное завищання», написанное 1577 в Ордынском неволе.
Подобно тому как Ореховский хочет видеть в своих произведениях идеального короля, так Василий Загоровский в Тестамент, адресованном жене и детям, выступает Идеальным шляхтичем и отцом. Он дает наставления по воспитанию сыновей, учит их, чтобы росли справедливыми, не притесняли единоверцев, наследовали хорошие обычаи. «Духовным завищанням» часть добра назначает на церковь, госпиталь и школу, на содержание благодарность, который должен учить детей прихожан хорошо читать и петь, переписывать церковные книги.
Богатую полемическую литературу вызвала к жизни Брестская церковная уния 1596 Нет сомнения, что за внешней религиозной оболочкой велась острая Идейная борьба вокруг вопросов социального и национального жизнь украинского народа, его дальнейшего политического пути развития, ориентации на западные или национальные традиционные ценности.
Среди сторонников унии оказались церковные деятели Ипатий Потий, епископ Брестский и Владимирский, Михаил Рогоза, епископ Киевский, Кирилл Терлецкий, епископ Луцкий и Острожский, Григорий Загоровсь кий, епископ Полоцкий, Дионисий Збируйский, епископ Холмский, Леон Пелчицький, епископ Пинский И Туровский и ш.

електромонтаж

пойменных произведением, щозапочаткував полемику с римского стороны, стало произведение представителя папского престола, Краковского епископа Петра Жалобы «Synod Brzeski ijego obrona», опубликованный того же +1596 p. В следующем году произведение, переведенное Ипатия Потшем украинском языке, был опубликован в Вильне под заголовком «Описанье И оборона собора русского Берестейская».
Основные аргументы сторонников унии сводились к тому, что папский престол независимый от светских властителей и поэтому он способен лучше беспокоиться о делах веры Христовой, чем зависимый от турецкого султана константинопольский патриарх; что догматы католической веры о восхождении Духа святого Бога Отца и Бога Сына, о непорочном зачатии Девы Марии, чистилище, непорочность Папы в делах церковных вытекают из Священного Писания как Ветхого, так и Нового завета; что уния — это угодно Богу, ведь она ведет к единению церкви Христовой. Не чурались сторонники унии различных обвинений в адрес владык православия, наконец оправдывались тем, что принятие унии не касается православного обряда.
Противники унии были, пожалуй, многочисленными. их представляли такие Имена, как князь Константин Острожский, епископы Христофор Филалет, монах Иоанн Вышенский, писатель и педагог (первый ректор Острожской академии) Герасим Смотрицкий, церковные деятели Клирик Острожский, Василий Суражский, Захария Копы стен ский, Михаил Андреллы и др.
Защитники православия как главные выдвигали такие доводы, что они защищают родительскую веру, веру своего народа, а догматы католицизма об исхождении Святого Духа от Бога Отца и от Бога Сына, непорочное зачатие Девы Марии, чистилище просто высмеивали, разумеется, голословно. Но особенно нападкам со православной стороны подвергался догмат о непогрешимости папы. Часто передавалась легенда о римском перстную-блудника Петра Гугнивою, о папе-Девщу на Имя Стефана-архидиакона (или Иоанна VIII), папство изображалось как земное передпекло. В произведении
«Ключ царства небесного» Герасим Смотрицкий критиковал папу Формоза, за которого «стался костел римский, как лицо без носа». Осуджувався новый Григорианский календарь.
Значительный резонанс имели антикатолические произведения Василия Суражского «О единой истинной православной вере» (Острог, и $ 88), Стефана Зизания "Казание св. Кирилла — патриарха Иерусалимского в антихристе и знаках его «, Христофора Филалета» Апокрисис «,» Книга Иоанна инока Вышинского. "И др.
Как известно, проблема Брестской унии и сегодня остается уязвимой темой православно-католической полемики. Поэтому вряд ли целесообразно прибегать к цитированию произведений 400-летней давности.
полемической литературе конца XVI-начала XVII в. следует изучать в комплексе, неразрывной связи с всесторонним изучением эпохи, объективно. Здесь нужны глубокие научные монографии и статьи, а не многословные конференции и конгрессы.
Подытоживая обзор литературных памятников Украины в начале XVII в., отметим, что они являются главными источниками для изучения истории культуры, общественно-политической мысли, истории церкви, самого литературного процесса. Поэтому, безусловно, авторы работ по истории Украины должны внимательно относиться к открытой и скрытой информации литературных памятников.
Использованные источники и труда
1. Золотое Слово, Выбор из исторических источников / Составил Д Кардаш. Прага, 1941. 25 с.
2. Избранные жития русских святых X-XV вв. М., 1992
3. История Украины в документах и ​​материалах. Киевская Русь и феодальные княжества XII-XIII вв. К, 1939. С. П4-М6, 203-214; 223-225,
4. История Украины в документах и ​​материалах. Освободительная борьба украинского народа против гнета шляхетской Польши и присоединения Украины к России (1569—1654). К., 1941. Т. 3. С.41-42.
5. Киево-Печерский Патерик. К, 1991.
6. Мономах Владимир. Произведения // Летопись Русский за Ипатским списком перевел Леонид Махновец. К., 1989. С.453-464.
7. Сказание о Мамаевом побоище. Книги: «Текст в современной транскрипции и переводе на русский язык» и «Факсимиле рукописи». М., 1980.
8. Слово о полку Игореве / Вступ, перевод, объяснение Петра Александра Кострубы. Львов, 1928.
9. Украинская литература XIV-XVI вв. К., 1988
10. Украинская литература XII в. К., 1988.
11. Абрамович Дмитрий Выступая / Киево-Печерский Патерик. К, J991 С. IХ-ХШ.
12. Епископ Игорь (Исиченко). Брестская уния и украинская литература XVII века // Брестская уния и украинская культура XVII века Материалы третьих "Брестских читаньь1 20 23 июня 1995 Львов, 1996 С 35-62
13. Садовник Т Е. «Тестамент» Василия Загоровского — программный документ домашнего образования Волыни XVI в. // Шестая Всеукраинская научная конференция s Исторического краеведения Луцк, 1993. С.399-500
14. Сулейманов Олжас Аз и Я Книга благонамеренного читателя, Алма-Ата, 1975.
15. Федака С Д Открытие и пер публика эти я «Слова о полку Игореве» Историко-культурные аспекты: Автореф. дис. канд. ист. наук. Ужгород, 1992.