Источниковедение политические документы главной русской рады периода революции 1848 закарпатские публицисты часть 3

руководителя органа власти сейма. Вопрос о разделе Галиции быть передано на решение австрийского парламента.
Заметим, что в польском лагере были отдельные деятели (например, князь Ежи Любомирский), которые призвали в интересах и поляков, и русинов понять «русскую Идею лучше, шире, глубже, серьезнее, чем сами русины». Но так думали единицы.
К сожалению, украинское дело в Галичине в революции 1848 г... вперёд не подвинулась. После губернатора Стадиона сначала губернатор польский магнат Залесский, а за ним губернатор граф Голуховский загнали ее на старые позиции постоянной дискриминации и второсортности.
Яркая вспышка Украинской национальной мысли, создание первой политической организации Главной Русской Рады 1 848 p., кроме условий политической ситуации года, были продолжением того, что сделала «Русская Троица», ее «Русалка Днестровская», фольклорные труда Я. Головацкого и И. Вагилевича, «Венок русинам на обжинки» в составлении братьев Голо-Вацько, выданный 1845—1847 pp. в Вене, и Др. Принципиальное значение в период до 1848 имела публицистическая статья Якова Головацкого (вышла под псевдонимом Гавриил Русин) «Положение русинов в Галиции» (Zusta'nde der Russinen m Galizien), опубликованная в «Ежегоднике по славянской литературы, искусства и науки» (Jahrbucher fur slawische Literatur, Kunst und Wissenschaft) в Лейпциге 1846 p. №9. Статья обращала внимание на неравноправное положение русинов Австрии, тяжелые условия социальной жизни, дискриминацию их языка и образования, ущемления прав интеллигенции.

Número de registro

Отражением положения украинского населения Австрии тысяча восемьсот сорок восемь p., польско-украинский противоречий в крае, целей украинского движения стала работа (брошюра) Василия Подолинского «Слово предостережения», опубликованная 1848г. в Сяноку. Она была издана на польском языке (Stowo Przestrogi) и стала своеобразным ответом на статью польских авторов И. Ступинського И К. Цибульського, опубликованную в органе польского Совета Народовой «Дзиеннику народов» (№ 39 и 55). Упомянутые авторы пытались утверждать, что галицкие русины — «то поросль польского народа», а их язык — диалект польского; образования Главной Русской Рады называли «ненужной выдумкой униатского духовенства и австрийской бюрократии».
Феодосий Стеблий в статье о Василии Подолинского допускает, что толчком к написанию ним «Слова предостережения» могла быть и статья К. Падуха «Польская и украинская национальность на Украине», опубликованная в газете «PostQp» (Прогресс). К. Падух сообщал о разоблачении в Украине царской охранкой тайной организации, в которой был Тарас Шевченко,
Брошюра В. Подолинського учитывая ее издание небольшим тиражом в провинции и еще на польском языке не стала заметным фактором украинской национальной мысли XIX в. Всего 191 Зр. Василий Щурат случайно встретил один ее экземпляр И рассказал об этом в газете «Дело» (1914, № 64) статье «На рассвета новой эпохи», как бы заново открыв одну из граней галицкой украинской мысли 1848
В. Подолинський доказывал , что русины Галиции являются коренным населением в крае, «хозяева своего дома»; одновременно они — часть многомиллионного украинского народа. Свобода и национальная независимость для народа Украины рассматриваются В. Подолинським как понятие неотделимы. Русины тужить за «свободой и независимостью». «Я не знаю, — писал В. Подолинський, — как нация может жить без свободы». Он решительно отвергает утверждение о том, что русины — «привоев» польского народа. "На что это показалось отрицать Имя И язык русинов, когда в истории И в русских сердцах записано, что наши прадеды назывались русскими и говорили по-русски, и я уверяю, что и правнуки наши останутся русскими. Русского Имени И русской речи не сломит никто «.
Автор решительно позорит выдумку прбТеТщоИшступ русинов 1848 является делом московских рублей, потому что интересно было бы знать,» какие то рубли сделали французов французами, немцев немцами, Итальянцев итальянцами, неужели и поляки за рубли стали польскими патриотами?
"" Слово пересторогиь1 проникнуто верой в справедливое будущее Украины: "Да, мы русины верим твердо в воскресение свободной независимой Руси скорее или позднее. Прошло то время, когда мы боялись даже по углам признаться к своему имени. Сегодня русин обнаруживает его всему миру. Ничто не сможет остановить нас от стремлиць, распространенных в цели Европе, и не замолчим, разве Европа замолчит. Все хотим быть свободными вместе с другими народами. Хотим быть народом и будем им непременно ".
В. Подолинський дал определение четырех течений в украинском движении, выкристаллизовались +1848 p .: первая — это партия чисто русская — хочет Руси свободной, независимой и шагает к ней прямо и непосредственно или через Славянщину;
 — вторая — партия польско-русская, хочет Руси свободной, независимой и направляется к ней с помощью федерации с Польшей;
 — третья — австрийско-русская, хочет Руси свободной только от поляков, а не обязательно от рабства;
 — четвертая — российско-русская, хочет Руси свободной и направляется к ней из-за предыдущего соединения с Россией, надеясь, что хоть тогда освободится, когда свободной станет Россия.
Эта констатация политических течений в галицкой украинстви 1848 имеет очень важное значение для понимания истории украинских движений в Галичине в следующее 70-ргччя до 1918 Она, по нашему мнению, делает беспредметной дискуссию о том, какая из течений украинского движения родилась еще к I в революции 1848 p., А которая является продуктом только более позднего времени.
Симпатии В. Подолинський отдавал первой течения, хотя он стремился сформировать у читателей благосклонное отношение и к полякам. Писал, что любит Польшу, как сестру, а Славянщину — как родную мать. Он также призвал поляков, чтобы были благосклонны к русинам. «Не стоит польского имени тот, кто не хочет признать русского, но и не стоит русского имени тот, кто не хочет признать поляка». Он упрекал польским патриотам за то, что не замечают устремления русинов. Этим польские патриоты льют воду на мельницу австрийской бюрократии. Подолинский критикует также руководство Главной Русской Рады за то, что не говорят народным языком.
Брошюра имела сильное социальное направление. Она критиковала ограниченность объявленной конституции об отмене «подданства» в Галиции. "По целому нашего