Всемирная история становления библиотечного социального института

Всемирная история становления библиотечного социального института
ПЛАН
1. Библиотеки древнего мира.
2. Библиотеки античной Греции и Рима.
3. Библиотеки средневековья.
1. Библиотеки древнего мира
протяжении своего существования библиотечные организации развивались по типам и видам, объединялись в сети, дополнялись необходимыми факторами развития и научной базой, подготовкой профессиональных кадров, информационным обеспечением своего функционирования и таким образом превращались в определенный социальный институт. Но зарождения библиотек началось еще в государствах доисторического прошлого и на этом пути сформировались общие и специфические черты библиотечных учреждений в разных странах мира.
В середине третьего тысячелетия до новой эры начали создаваться библиотеки, насчитывавшие несколько тысяч глиняных табличек с текстами в Нипури, Логаша и других городах. Это были в основном религиозно-культовые и хозяйственные документы, а кроме того, таблички с мифами, пословицами, баснями о животных. До наших дней дошла жемчужина древней поэзии — первые песни знаменитого эпоса о Гильгамеше, а также таблички-каталоги.
Глиняные таблички составляли в ящики или корзины, добавляя этикетки о содержании и характере текста.
Богатые библиотеки были частью культурного достояния страны. Они находились во дворцах царей, в храмах столичных и провинциальных городов. Наиболее известной была знаменитая Ниневийська библиотека, созданная царем Ашшурбанипалом, где хранились таблички с текстами шумерской, ассирийской и других языках. По заказу царя чиновники собирали и отправляли ему оригиналы, присылали копии с редких или отсутствующих в библиотеке царя произведений.

Копии снимались тщательно и сверялись с оригиналом. За короткое время была создана первая в истории библиотека из десятков тысяч «книг» из всех известных на то время областей знаний.
Наиболее популярные произведения имели две-три копии. Библиотека размещалась в специальных роскошно украшенных помещениях двух дворцов царя. Один из них назывался «Дом наставлений и советов». В библиотеке поддерживался образцовый порядок. Произведения хранились в деревянных ящиках или глиняных ящиках в систематическом порядке Пример: грамматика, история, право, законы, обычаи, знания о природе, география, математика, астрономия, религия, легенды и сказания.
В эти и другие библиотеки имели доступ только административная и культовая верхушки.
С большим вниманием и уважением относились к библиотеки в Египте. Это государство расцвета достигла в период Среднего (ХХ-XVII века до н. Э. Э.) И Нового царства (Хуи-XI вв. До н. Э.). По всей стране насчитывалось много библиотек разных видов: при дворцах и храмах, библиотеки под названиями «Дом папируса», «Аптека для души», «Дом жизни». Их деятельность была универсальной. При библиотеках, параллельно со школами писцов, создавались скриптории-мастерские по изготовленных книг. Книги хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, а позже в нишах стен.
2. Библиотеки античной Греции
Античные государства Греция и Рим создают первые публичные библиотеки, которые были доступны только для патрициев, то есть ими могла пользоваться только верхушка. Широкое распространение нашли частные библиотеки знати.
Первые упоминания о публичные библиотеки в Греции относятся к IV в. до н. е. Известно, что одна из таких библиотек была организована правителем Афин. В публичных и собственных библиотек в Афинах было также много, что сицилийском историку Тимею пришлось потратить 30 лет для занятий в них научными исследованиями. Сведения о деятельности этих библиотек не сохранились.
Наиболее известной была библиотека в Александрии Египетской — древнем научном центре греков, созданная в IV в. до н. э. правителями Египта. Александрийская библиотека и созданный на ее базе Музей — это и научный институт, и огромная библиотека. Многое из того, что считается основами нашего знания, нашей страны и науки, было обнаружено, установлено, записано учеными, группировались вокруг Александрийской библиотеки. Книги собирались с «Домов жизни», которые еще действовали в Египте. Птолемей ИИ посылал во все концы мира послов по ценным книгами, им была выкуплена библиотека Аристотеля, Птолемей ИИИ приказывал отбирать книги у всех, кто приплывал в Александрию, а замес них выдавать копии. Когда в Афинах был голод, правитель согласился продать грекам хлеб в условиях получить для копирования рукописи Эсхила, Софокла, Еврипида. Греки согласились дать рукописи за большой заведение золотом. Птолемей оставил оригиналы, жертвуя заведением. Полагают, что в период наивысшего развития фонд Александрийской библиотеки достиг миллиона экземпляров, хотя точной цифры никто не знает. Здесь были сосредоточены рукописи Греции, Эфиопии, Персии, на древнегреческом языке и хинди. Главная библиотека Греции в 47р. до н. э. погибла от пожара, возникшего в результате уличных боев, когда город захватил Юлий Цезарь. Сподвижник Ю. Цезаря Марк Антоний через несколько лет частично восстановил библиотеку. Он привез в Александрию и подарил египетской царице Клеопатре — 200 тыс. Рукописей, захваченных римлянами в другой знаменитой библиотеке древнего мира Пергамский. Город Пергам, от которого и пошло название «пергамент», находился в Малой Азии, на территории современной Турции. Вдруг библиотека сгорела в 391р, ее сожгли фанатики-христиане для того, чтобы «под корень» уничтожить науку язычников. И снова удается возродить библиотеку. Окончательно она была уничтожена уже в УИИ ст. во время завоевания Египта арабами.
Стоит отметить, что через несколько веков те же арабы, потомки предыдущих фанатичных ревнителей веры, начали разыскивать случайно уцелевшие греческие манускрипты, старательно переводя их на арабском языке и снова собирать в библиотеки, но уже в новых центрах культуры.
В 310-240 гг. до н. е. В Александрийской библиотеке работал Каллимах — вчений, поэт, автор 800 произведений по истории, грамматики, поэзии. Главным трудом, обессмертивших имя Каллимаха, была знаменитая «Таблица тех, кто прославился во всех областях знаний, и того, что они написали в 120 книгах». Около 1/8 части фонда Александрийской библиотеки отражено в этих «таблицах», одновременно были и систематическим каталогом, и библиографическим указателем. Эта работа не сохранилась, до нас дошла грамматика сотрудника той же библиотеки Аристофана из Византии «О таблицы Каллимаха». На современном этапе правительство Египта и Александрийский университет совместно с ЮНЕСКО и согласно программе ООН разработали проект возрождения знаменитой библиотеки. Предполагается создать новое, оснащенное современной техникой собрание, на пороге третьего