Мемуары как исторический источник

Особенности мемуарных источников
К мемуарной литературы (от латинского memoria — память) относят произведения об истинных социальное-экономические, политические, культурные, семейно-бытовые и другие процессы и события пользователя участниками событий и процессов или их непосредственными наблюдателями за определенный промежуток времени.
Особенности мемуарных произведений (источников) вытекают из особенностей их написания. Каждый раз мемуарист, берясь за перо, уже заранее видит цель произведения, то есть он сознательно выбирает ту или иную субъективную позицию в отношении лиц и явлений, о которых намерена писать, показать их большое или скудное значение, отбить свою положительную роль в событиях. Когда же она была отрицательной, то мемуаристы или замалчивали это, или обвиняли других. События и лица в мемуаре практически всегда отражены не по их реальное значение, а через призму мемуариста. Такое несоответствие мемуарной рассказы исторической действительности неоднократно создается и помимо воли автора, которому одни события запомнились меньше, другие — больше, одни явления и лица нравились, другие вызывали у него негативное восприятие; чего-то очень важного он мог не видеть и не знать. С этой точки зрения мемуарные произведения как исторические источники страдают своей субъективностью. Исследователь должен подвергать их очень придирчивому и критическому анализу, а фактологический материал сопоставлять с показаниями из других источников, если они существуют,
Другим негативным моментом мемуарного источника является то, что оно, как правило, создавалось из памяти через больший или меньший промежуток времени после изображенных в нем действительных событий, много лет И десятилетий, когда память автора уже могла и не хранить конкретных деталей ситуации, точных дат, имен отдельных участников, причинных связей и др. Известны случаи, когда мемуаристы компенсировали недостаток точности элементарным вымыслом.
Не стоит забывать и о том, что автор мемуара каждый раз оценивает описываемые события не с позиций синхронной событиям собственной и общественной мысли, а с позиций своих взглядов времени создания мемуару, соответственно он не отражает взглядов изображаемой эпохи, а украшает или охаю Ее убеждениями и взглядами, которые воцарились в обществе через десятилетия. «Украинский Исторический журнал» 1991г. В № 1 и 7 опубликовал письмо крестьян с. Лягушки (с. Луценки) Полтавской области, якобы написанного Сталину весной 1933 Но, как указано в публикации, письмо уже где-то перед 1991 реконструировал сельский писарь Волн, который, мол, писал под диктовку односельчан 1 933 p., Когда ему было 14-15 лет. В стиле письма явно просматривается не только постсталшське, но и постсоветское видение сути положения в украинском селе 1933 «А ты, Генеральный правитель, давил их продразверстки и» данью ", пока их грудь не стали смыкаться с спинами. И не из-за каких-то там стихийные бедствия, недороды или засухи, таких не было ни чуть, а потому, что нас очень каждый раз чистили, как липку. На крестьянских холмах, мозолях и поте строили социализм без передышки в работе ". Такой осовремененный воспоминание, осовремененная реконструкция якобы письмо, написанное 1933 p., Конечно же, без сомнения восприниматься не может. 1 исследователь вряд ли основания писать, что вот крестьяне с. Лягушки послали письмо Сталину такого, как в свое время запорожцы Ивана Сирко турецкому султану.
Мемуары требуют к себе критического отношения еще и потому, что в них трудно отличить, какие события описаны на основе собственного наблюдения или участия автора, а какие он подал из тогдашних рассказов, слухов, а, возможно, даже как плод художественного вымысла .
Упомянутые недостатки мемуаров как исторических источников исследователь должен учитывать каждый раз.
время мемуары среди Других исторических источников имеют свои преимущества. В них часто хранится информация о таких событиях и моменты исторического процесса, которой нет и в большинстве случаев не может быть в Других видах источников. Кто конкретно впервые Инициировал создание того или иного документа государственного значения, или, например, кто и кому дал приказ поднять украинский флаг на башне Львовской городской ратуши в ночь на 1 ноября 1918 и как его поднимали, как и почему проходило освобождение от должности рекиора Киевского университета Михаила Максимовича в декабре 1935 p., почему маршал ГК. Жуков, находясь в штабе 1-го Украинского фронта, зашел именно к Хрущеву ("зная, что у него всегда можно было неплохо подкрепиться»), как слово «хведеративна» в контексте «Российская Федеративная Демократическая Республика» (а не просто «Российская Демократическая Республика») заманило фракцию украинских крестьян из 170 человек в Первом Всероссийском крестьянском съезде в Петрограде к российским эсеров, руководили съездом. Таких вопросов и примеров в мемуарах немало. Они наполняют исторический процесс живым дыханием эпох, проявляют уникальные взаимосвязи между событиями и людьми, останавливают внимание современного исследователя не только на картинах баталий и многотысячных демонстраций, но и на личных судьбах так называемых маленьких людей.
В мемуарных источниках больше, чем в других, содержится информации о личных отношениях между отдельными историческими фигурами, деятелями культуры и литературы, о таких сферах общественного бытия, как семейный быт, интимная жизнь, эволюция религиозных переживаний.
Часто мемуары выступают единственным источником о подпольной деятельности, партизанское движение, выполнение тех или иных боевых поручений повстанцами. Условия, в которых велась борьба подпольщиков и партизан, не позволяли записывать приказы, конкретные имена исполнителей заданий командования, не всегда была возможность описывать те или иные события, хотя они могли иметь для своего времени очень важное значение.
2. Классификация мемуаров по жанрам
Мемуары как исторические источники имеют внутреннее деление по жанрам (жанровыми подвидами). Выделяют несколько таких жанровых подвидов, в частности:
 — воспоминания; — Некрологи;
 — автобиографии; — листы (эпистолярные документы);
 — дневники; — Литературные записи.
Воспоминания как мемуары большого или малого жанра пишутся, как правило, о событиях, происходивших в ближайшем или дальнейшем прошлом, часто много лет, или несколько десятилетий назад. Воспоминание может быть написан об одном событии, например, «История моей габилитации» Ивана Франко написана примерно 1912г., Через 17 лет после несчастного габилитации. И. Франко, чтобы внести ясность в кривотолки о его реабилитации, по сути, описал-только свой прием наместником Галиции графом Казимиром Бадене. Наместник сначала спросил, как он может допустить
сотрудника «Курьера Львовскего» на должность университетского профессора. Когда же Франко ответил, что он разделяет взгляды «Курьера Львовский», но хочет устраниться от политической