Источниковедение достопримечательности о руси арабских и византийских авторов часть 1

ближе к Булгара, их обладатель — в городе Куяба, оно больше Булгара; 2) русинов Славии; 3) русинов Тани. Более поздние исследователи отождествляли Куябы с Киевом, Славию — с Новгородом, а Тани — с Тмутара-Канн (Иловайский, Грушевський и ш.).
На основе арабских авторов невозможно сделать достоверные выводы о славянах и русских, за исключением разве того, что это — большие народы и "живущие они большие пространства» к северу и западу от Черного моря. Достаточно противоречивыми также сведения арабов о занятиях славян и русов. Единственное, чего единодушно придерживались все арабские авторы, — это то, что они фиксировали широкие торговые связи «сушей и водой» с хазарами, булгарами, руме и других странах. Упомянутый уже Ибн Хордадбег (60-70 года IX в — время Аскольда и Дира) писал: "Они — из колена славян — вывозят футром выдры, футром черных лисиц и мечи из дальних концов Славянщины к Русского моря, и император рума берет с них десятину. А когда хотят, то ездят на кораблях по реке славян, переходят по заливу хазарской столицы, где ее обладатель берет с них десятину. Далее они ходят к морю Джурджани И выходят на произвольный себе берег; промер же этого моря 500 фарсанпв. Иногда они привозят свой товар на верблюдах в Багдад. Иногда выбирают путь через Армению, в стране славян, затем к заливу хазарской столицы, затем в море Джурджани, затем в Балхе И Мавараннагру, затем в Сен ".
Меньше описаны занятия славян сельским хозяйством. Правда, у Ибн-Даста говорится, что славяне не имеют ни винограда, ни пашни, а пасут свиньи, овцы, но «больше сеют просо», разводят пчел, делают напиток из меда. Зато Аль-Якуби в «Записках» с 60-х годов X в писал совсем иначе: "Вообще славяне — люди смелые, способные к походу. Они живущие края, богатые домами и жизненными средствами. Следят земледелия И по получения себе на пропитание преобладают все народы севера ". Король их «масс верховых лошадей и не принимает Другой блюда, кроме кобыльего молока». Упоминаются музыкальные Инструменты кобзы на восемь струн, гусли, дудки на два локтя. Есть в арабских авторов сообщения о жилье, в частности о землянки: "В связи с большим холодом в их стране каждый выкапывает себе в земле будто пивную, в которой приделывают из дерева остроконечная крыша, подобно вверх христианской церкви, и в то крышу накладывает землю. В такие пивной переходят из целой семьей И, взяв дерева и камней, зажигают огонь, распекают камни на огне до покраснения, а как камни раскалится до предела — поливают и о нем идет пар, нагревает дом так, вплоть одежду из себя сбрасывают " .
Неоднозначные сообщения об одежде славян. Ибн-Фадлан, оставил интересное описание русов (член посольства халифа Муктадира к приволжских булгар) с 20-х годов X в., Отмечал: "Они рыжие, не надевают ни курток, ни свит, но в них мужчины надевают кису, которой он закручивает одну сторону, а одну руку выпускает из-под нее Каждый из них неразрывно носит при себе меч, нож и топор ". Пишет этот автор и об украшениях русов. "На шее они золотые и серебряные цепочки. Если имеет 10000 дирхемов, то делает женщине такую ​​цепочку, если 20000 — это две цепочки ". Из этого описания очень неправдоподобной есть упоминание о кису. Такой одежду носили древние греки. Араб об этом слышал и приписал, возможно, это русам. Аль-Джайхани, наоборот, подчеркивал, что у них длинные свиты и короткая куртка.
Безудержными есть фантазии арабских авторов Так, Аль-Джайхани пишет, что они не имеют связи с чужаками; когда же какой-то чужак «туда поедет, сейчас убивают». Зато Ибн-Даст сообщает: «русы гостей уважают и хорошо обращаются с чужаками».
Очень разные сообщения о похоронные обряды. В арабских авторов есть немало загадочных сообщений, превратились в исторические загадки. Аль-Масуди (20-50-е годы X в.) Написал о Маджак — короля Валинаны как основного среди славянских народов в прошлом (корень — из славян). Историки XLX ст. (В. Кличевський, Б. Греков, М. Державш и ДР.) Считали, что речь идет о Волынян или Полян.
Но в историографии XX в некоторые начал Идентифицировать Валшана Аль-Масуди не из «Украинской» Волынью, а с племенем валинян И городом Валы-ва над Балтикой, а Маджак — вождем не «волинськихь1 дулебов, а чешских дублебив.
Ибн-Хаукаль (70-е годы X в.) оставил И такую ​​весть. «Язык булгар схожа с языком хазар, а буртасы имеют другой язык, также речь русов отличается от языка хазар и буртасов».
Итак, о ценности свидетельств арабских авторов IX-XI вв. можно сказать следующее: славяне и русы в те времена были великими народами, заселяли немалые пространства и выполняли значительную роль в тогдашних международных политических и экономических отношениях. К сожалению, трудно отделить в арабских источниках истину от фантазии.
Использованные источники и труда
1. Багрянородный Копстянтип Об управлении империей. М., 1991.
2. Геродот. Истории в девяти книгах К., 1993 Кн. 4. Мельпомена С 180-228.
3. История Украины в документах материалах. Киевская Русь и удельные княжества XII-XIII вв. К, 1939 С 7-71.
4. Сгчшиський Владимир Иностранцы об Украине. Выбор из описаний путешествий по Украине и Других писаний чужаков об Украине за десять веков. К.,! 992 С 8-41
5. Хрестоматия по истории Украинской ССР с древнейших времен до конца 50-х гг XIX в .: Посибн. для учителей. К, 1959. С 8-41.
6. Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской XI-XVII вв. К., 1976.
7. Грушевский Михаил. История Украьшы-Руси. В 2 т К., 1991. Т 1.
8. Довгопол В М, Литвинепко М А, Лях Ф Д Джерелозназстао Истории Украинской ССР К., 1986 С. 34-35.
9. Зашинский В. А, Дмитриенко М Ф, Балабушевич И и др. Специальные исторические дисциплины. К., 1992. С. 303-307.
10. История Киева: В 2 т К., 1984. Т. 1 Древний и средневековый Киев. С. 150-157.
11. История СССР с древнейших времен до наших дней. В 12т. М, 1966 Т. 1.С.246-256.
12. Источниковедении истории СССР. М., 1989 С. 49-58
13. Максимович М. А. В надгробия в Печерском монастыре // Киев явился градом большим o Избранные украиноведческие произведения К., 1994 С. 145-161.
14. Пицишин М, Овчинников А Миф о государстве дулебов VI века // Наук. зап. Львов 1 ст. музея. Львов, 1997. Вып 6 Ч. 1 С 123-134