Источниковедение древнерусское летописание

Реферат на тему:
Источниковедение. Древнерусское летописание
Культурная среда древнерусского летописания
Михаил Грушевский называл «Повесть временных лет» древним летописям. Итак, древнейший летописный произведение, дошедшее до нас. Он создан в 10-х годах XII в. Это, однако, не означало, что ранее на Руси не знали летописания. Историки уже давно пришли к выводу, что ко времени появления произведения Существовала длительная традиция летописания. М Грушевский допускал, что первая летопись, возможно, созданный еще 945 p., Сразу же после убийства Игоря древлянами. Если так, то до 10-х годов XII в. летописная традиция насчитывала более 160 лет. Славянская кириллическая азбука и письменность появились в Киеве с принятием христианства. Но есть немало свидетельств о существовании письма на Руси задолго до официального крещения в 988 г... Установлено, что князья Аскольд и Дир, которые правили в Киеве 862-882 pp., Были христианами. Несомненно, они имели своих духовников, церковные книги и, очевидно, знали грамоту.
В тексте договора Игоря с Византией, подписанном 944 p., содержалась статья о том, что русский князь должен посылать послов в Византию с грамотами. Тех, которые прибывали без грамот, византийская власть могла задерживать до княжеского приезда. Можно утверждать, что уже в IX-Х вв. письменность обслуживала сферу государственного и культурной жизни Руси. После официального введения христианства еще при Владимире широкий размах приобрела переводческая деятельность. Вместе с появлением христианских храмов по w Киевом письменность проникала во все концы русской периферии.
Ярослав специально собрал писцов для перевода книг с греческого на русском языке, создал при своем дворе большую библиотеку. Письменность захватила новые сферы общественной жизни, прежде всего образование, правовые отношения между государством и церковью, государством и частными лицами, между самими частными лицами, проповедническую деятельность. Начала формироваться художественная литература. С предыдущей лекции мы знаем о существовании школы при Софийской церкви, в которой учителями были дьяки, а «выученик» — дети, наверное, широкого общественности. Граффити на употребительных вещах, стенах Софийского собора, Выдубецкого, Печерского монастырей дают основания полагать, что письменность была распространена также среди простых людей.
Богатые же люди заказывали для себя написание священных книг. С XI в. до нас дошло в оригинале только четыре таких книги. Это крупноформатное, много украшенное Остромирово Евангелие, изготовленное в Киеве в 1056—1057 pp. по заказу новгородского посадника Остромира. Сегодня сохраняется в Государственной публичной библиотеке им. М. Е.Салтикова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Многие оформлен также «Изборник Святослава», написанный 1073 и две скромно оформленные рукописные книги «Изборник 1076» и «Евангелие Архангельское» с 1092 Все достопримечательности переписаны в Киеве с древнеболгарский оригиналов. Наиболее полно эти памятники изучал львовский профессор Каким Прохорович Запаско и в 1995г. Издал о них во искусствоведческим осмотром большую книгу.
Профессор Запаско обратил также внимание на язык упомянутых оригиналов. Хотя заказчики хотели, чтобы переписаны священные книги точно отражали первичные тексты, киевские переписчики все-таки не смогли свободными от своего киевского языковой среды и понавставлялы в славянские тексты немало украинской лексики вроде бегать, велеть, веселиться, гневом, весьма, только , смотреть, действовать, рожь, холодном, клекот, человек, напоследок, нехрещений, никогда, оба, обидеться, пахали, оскомина, от горы к дому, оба, оглядывайся, года, слышишь, овраг и т. Многие Украинский морфологической формы существительного мужского рода в дательном падеже: сыну, Авраму, мужу Господу и др., Приказной формы глаголов: сядем, пойдем, пойдем, берите, звательной — жена, Бонне, земля и т. В оригинале обнаружена одна из грамот Мстислава Владимировича.
Многие памятников письменности с XI-Х1И ст. дошло до нас в сборниках, которые переписывались позже — в XIV-XVI вв., например, древний летопись — «Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о полку Игореве», жития святых, состоявшие в Печерском, Выдубецком и Других монастырях, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и др Есть все основания предполагать, что многие памятники культуры с древне времен, Исторических источников пропали безвозвратно.
Очень несчастливой была судьба украинской столицы Киева. Первого большого разрушения Киеву нанес 1096 половецкий князь Боняк, в частности Печерскому монастырю, Софийской церкви, сжег монастырские кельи, два княжеских дворцы — на Берестове и Выдубицкий. Крупный пожар в Киеве случилась 1124 В 1203 в ходе междоусобной борьбы нижней и верхней Киев сжег князь Рюрик Ростиславович. Тогда же он ограбил монастырь и церковь св. Софии.
Общеизвестны последствия разрушений Киева ордой Батыя 1240 В более поздние времена Киев дважды грабили, разрушали, жгли крымские татары под предводительством хана Минпрся — 1480 И 1483 На этом фоне кажется счастливой случайностью, что до нас дошли отдельные памятники с тех давних времен, в том числе «Повесть временных лет», произведение, которое до сих пор составляет фактологическую основу наших знаний о Руси до 1116р.
Повесть временных лет (Повесть временных лет).
Редакции, списки и протографу
Выдающийся российский исследователь древнего русского летописания академик Алексей Александрович Шахматов дал такое определение этому произведению: "летописный взвод, который определенным образом озаглавленный, составленный в Киеве, охватывает время до второго десятилетия XII в. и содержится в большей части летописных сводов XIV-XVIII вв. ". Определение, по нашему мнению, неполное. Добавим, что древнейшая летопись из всех писаных исторических источников, созданных в древнерусское время, наиболее полно отражает все стороны древнерусской истории ко времени написания. Летопись начинается словами "" Это повести временных лет, откуда есть пошла руская земля, кто в Киеве нача пирвсе княжить и откуда руская земля стала есть «.»Древняя историографическая традиция считала автором произведения монаха Печерс-либо монастыря Нестора. Больше всего этого мнения придерживается и современная историческая наука. В то же время высказано и другие мнения.
Описание событий по тогдашней традиции мировой исторической науки начинается от сотворения мира, затем рассказывается о всемирном потопе и о том, как Ной распределил между сыновьями земли мира. Все подано почти так, как в Хронике Георгия Амартола, византийского хрониста. Иафету от других стран, которых насчитывалось около 40, достались Мидия, Албания, Армсния, Сарматия, Тавриания, Скифия, Македония, Фракия, Пелопоннес, Иллирия, Славяне, Великобритания, Сицилия, земли на северных сторонах Дуная, Днестра, Кавкасииських пр, то есть