Источниковедение развитие австро-венгерских органов государственного управления на западноукраинских зем

отдельной административной единицей. Уезды делились на гмины, состоящие из одного или нескольких поселений. Уездную администрацию возглавлял староста, гминного после общественного закону 1866 гг. — Голова. Кроме этого, административно-политические функции в селах выполняли помещики или их управляющие — мандатор.
Кроме раздела Галичины на административные уезды были еще судебные уезды — в Восточной Галичине их насчитывалось более 90.
Определенное влияние на руководство промышленностью края было три промышленных палатах: в Восточной Галиции — Львовская И Бродовский; в Западной — Краковская.
Буковина после ее вхождения в Австрии и в 1786 считалась пограничной милитаризованной зоной. В 1786 на основе ее двух цинутов — Черновицкого И Сучавского — создались дистрикты, что, в свою очередь, делились на окрестности: Черновецкий, Прутский, Днестровский, Чере-мошський, Довгопильський (Русско-Кимполунзький), Берегометский, Виковський, Мижлокський, молдавско-Кимполунзький. Буковина в целом, как отмечалось, с 1787 составляла округ Галичины до 1849 p., Когда получила статус отдельного края со своей администрацией.
На Закарпатье существовали традиционные административные единицы — коми-папы. В 1867 p., Когда Венгрия получила государственность в составе Габс-бурзькои монархии, на украинском Закарпатье были комитаты: Березький (центр г...Берегово), Ужанский (центр Чоп), Угочанский (центр Сев-люш), Марамароський (центр г...Хуст), в которых украинцы составляли относительное большинство населения (от 40 до 50%). Комитаты входили в состав В-жонського наместничества с центром в Братиславе, что подчинялось Будапешту.
В марте 1861 краевой статус Буковины был возведен в ранг герцогства — Gcrzogtum Bukowina. Высшим чиновником герцогства стал президент, который предназначался императором И центральным правительством.
В Австрии 1861 на социально-классовой основе проводилась определенная демократизация управления краями. Параллельно с государственно-управленческими структурами — наместничеством — староствами мандатор — формировались самоуправлению органы: краевые сеймы И уездные сеймики. Февральским патентом 1861 Император Франц-Иосиф I провозгласил «Краевой устав и сейма избирательную ординацию для Королевства.» Создавались краевые сеймы Галиции и Буковины. Они имели классовый характер, формировались с вирилистив и избирались по куриальной системой. В первую курии входили помещики, платили 200 и более крон налога в год. В Галичине таких помещиков состоянию на 1908 насчитывалось 2 297 (0,3% всех избирателей) им выделялось 44 места в сейме, Во вторую курию избиралось три депутата — по одному от каждой промышленной палаты. Количество членов палат составляла 116. Третья городская курия состояла из буржуазных слоев с определенным минимумом налога — духовенство, служащие, учителя, адвокаты, врачи, цеховые мастера, владельцы мастерских и ш. Всего таких избирателей в Галичине 1908 числилось 64084. Курия выбирала 19,3% депутатов сейма. В четвертую курию входили зажиточные крестьяне, которые платили по 8 и более крон годового налога. Эта курия имела 650586 избирателей. Выборы были двухступенчатые: 500 крепостных правиборцив выбирали одного избирателя на окружные выборы, а уже последние выбирали 46,0% всех депутатов сейма.
С 1883 Галицкий краевой сейм заседал в новом доме, построенном по проекту архитектора Й. Гохбергера 1877—1881 pp. Сейчас в доме сейма находится главный корпус Львовского государственного университета им. Ивана Франко.
Кроме избранных выборами депутатов, за ординацией 1861 девять мест в сейме занимали вирилисты — депутаты по должности: три архиепископа, четыре епископа и два ректора университетов: Львовского и Краковского. В 1866 к вирилистив добавился еще один епископ, в 1900 г... — o Еще два ректора: Львовской политехники и Краковской академии искусств. В 1896 г... Несколько возросло количество депутатов от м. Львова (с четырех до шести) и м. Краков (с трех до четырех). Итак, с 1900г. был 161 депутат. В 1910 г... В нем насчитывалось всего 21 украинец. По сеймовой реформой 1913—1914 pp. в сейме должно было стать 228 депутатов, из которых для Украинской отводилось лишь 62 мандата (27,2%), хотя доля украинского населения всей Галиции составляла 1910г. (по конфессиональным показателям) 42,10%, а польского — 46,56%. Но это «демократическое» реформирования сейма так и не было введено в жизнь. Началась Первая мировая война, которая стимулировала распад Империи Габсбурпв. Краевой сейм имел свой исполнительный орган — краевой выдел, что направлял деятельность образования, медицинских, санитарных, социальных служб, науки и искусства и др.
Сейм выделял почти в 10 раз больше сумм на «польские цели», чем на «Украинской».
«Демократическая» избирательная реформа 1907 коснулась только выборов в Государственный совет — австрийского парламента и вовсе не касалась выборов в местные органы самоуправления "в сейм, в советы городов и в сельские общественные советы, в которых выборы проводились по трем налоговыми куриям.
За выборами в парламент 1907 украинцы Галичины имели максимальную возможность провести в венскую Государственный совет максимум 28 депутатов. Фактически был избран 27. Поляков — 76. От украинской-румынской Буковины депутатами стало пятеро украинском.
В 1911 г... проводились вторые выборы в парламент. Это сопровождалось ужасным расстрелом избирателей 19 июня 1911 в Дрогобыче. Было убито 31 избирателя, около 100 человек ранены. И как стыдом после этого в суд в Самборе привлекались сотни избирателей.
Но не только в парламенте, в сейме, в городском совете Львова, где на 100 совещательным было только два украинца и шесть евреев, представительство украинской-польской Галиции формировалось преимущественно из польских помещиков и буржуазии. В руках поляков находился почти весь управленческий аппарат. Наместником «Королевства Галиции и Лодомерии.» после немца Стадиона до Первой мировой войны предназначался поляк. В конце XIX-начале XX в. наместниками были Казимир Бадене, Анджей Потоцкий, Михал Бобжинський. Только в годы войны наместниками снова начали назначать немцев. Среди старост уездов случалось в разные годы один или несколько украинском.
Следовательно, если на российской стороне вообще не было об участии Украинской в ​​системе государственного управления, так как все чиновники были «русскими», хотя бы и «малороссийской народности», то на австрийском участие украинском в системе государственного управления краем была очень ограниченной .
Использованные источники и труда
1. Учреждения ЗападнойУкраины к воссоединения ее в едином Украинском советском социалистическом государстве Справочник Львов, 1955
2. Galicja od pierwszego rozbioru do wiosny ludow 1772—1849 Wybor tekstow Zrod — "'towych Opracowal И wstqpem poprzedztf Marian Tyrowicz Krakow, Wroclaw, 1956
3. Довгопол В М, Литвиненко М А, Лях РД Источниковедение истории Украинской ССР К, 1986 С 108-124
4. Источниковедении истории СССР 2-е изд М.1981 С 170-194, 249-287
5. История Украинской ССР К 1978 Т3 Период разложения и кризиса феодально-крепостнической системы Отмена крепостного права и развитие капитализма (XIX в) С 11-12,284-288
6. Макарчук С А Украинская Республика галичан Очерки о ЗУНР Львов, 1997. С 156-158
7. Кульчицкий В С Государственный строй и право Галиции (во второй половине XIX-начале XX в) Львов, 1966
8. Литвиненко М А Источники Истории Украины XVIII в X, 1970 С 59-73
9. Шепелев Л Э Законодательные акты акционерного учредительством // источниковедении отечественной истории Сб статей М, 1973. С 297-317
10. Шепелев Л. Э. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов от государственных учреждений Х1Х-начала XX в // источниковедении отечественной истории +1975 М.1976