Всемирная история становления библиотечного социального института часть 1

«Повести временных лет», «Чтения о князьях Борисе и Глебе» и "Жития Феодосия Печерского». В «Повести временных лет» он дал обобщенную картину жизни и развития народов Киевской Руси.
Монастыри XI в. играли важную роль в распространении грамоты и образования, ведя летописи и переписывая книги. Устав монастырей предусматривал должность книгозберигача и обязывал монахов читать книги. До нашествия татаро-монголов существовало уже около 70-ти монастырей с библиотеками. Фонд только богослужебной литературы насчитывал 90000 названий. Монастырские библиотеки собирали и распространяли в первую очередь религиозную литературу, но одновременно были и центрами светской литературы.
Крупнейшим центром культуры был Новгород Великий. Более половинизагальнои количества древних книг ХI-XIV в. сохранилось именно в Новгороде. Город не пострадал от татаро-монгольского нашествия, на протяжении веков накапливало и сохраняло древние памятники русской письменности. Находились они в Софийском соборе. В библиотеку приезжали из отдаленных монастырей и переписывали здесь книги. Фонд Софийской библиотеки насчитывает около тысячи рукописей в кожаных переплетах и ​​старопечатных изданий.
Летописи утверждают: в Киеве и Новгороде не только существовали школы, училища, библиотеки, но и жили настоящие любители книг. До недавнего времени, почти до половины ХХ в. , Бытовало мнение, что грамотность, образованность в древней Руси были привилегией духовенства и князей. О том в 1951 г... В Новгороде археологами найдена берестяная грамота — небольшой темноватый кусочек березовой коры с текстом. Дальнейшие открытия доказали — грамота известна в Новгороде с Х в. не только боярам, ​​князьям но и купцам, ремесленникам, крестьянам. Нередко и женщины владели письмом и были образованными.
Монастырские библиотеки на Руси в ХИV — XVII века. Создание, политический и экономический и развитие многонациональной Московского централизованного государства обусловили дальнейшее развитие национальной культуры. Этот период характеризуется быстрым ростом количества монастырей, имевших большое собрание рукописных и печатных книг. Наиболее значительными были библиотеки Соловецкого монастыря (1478 книг в 1676), Кирилло-Белозерского (? 1920 книг в 1664), Киево-Печерского.
В фондах этих библиотек сохранялась преимущественно религиозная литература: произведения деятелей церкви, псалтыри, служебники, молитвенники и другие. Сохранялась и литература по отечественной истории — древнерусские летописи, исторические песни и сказания, повести о великих князей, и московских царей, истории городов и монастырей. Книжные фонды монастырских библиотек пополнялись за счет обмена (книгами) с библиотеками других монастырей, взносов князей, бояр, духовенства: иногда книги для монастырских библиотек переписывались, или привозились из-за рубежа.
Монастыри были основным местом хранения памятников древнерусской письменности и книг, дошедших до нас благодаря существованию монастырских библиотек.
Библиотеки средневековых университетов
Начиная с VIII в. в Арабском Холифати, IX в. в Византии, XI в. В Западной Европе получает широкое развитие новый вид библиотека университетская. Первые университеты в Европе возникли в XI в. с епископских школ или частных объединений преподавателей, учили философии, праву, медицине. При них организуются библиотеки: в XI в. библиотека при Болонском университете, с XI и до начала IV в. в Сорбонне (Париж, Франция), Оксфорде, Кембридже (Великобритания), Лиссабоне (Португалия). В IV в. организованы библиотеки университетов Центральной Европы: Пражского (Чехо-Словатчина), Ягеллонского (Краков, Польша), Венского (Австрия). Всего в XVII в. в Европе насчитывалось 65 университетов, устав которых предусматривал создание библиотеки. Светской и научной литературы здесь было значительно больше, чем в церковных и монастырских библиотеках. Наиболее ценные книги приковывались цепями, то есть за пределы библиотеки не выдавались.
Основу университетских библиотек составляли собственные библиотеки выдающихся людей того времени. Из университетов и их библиотек пришла образование, заложила фундамент Возрождения.
Эпоха Возрождения
Социально-экономическими предпосылками эпохи Возрождения стало появление мануфактурной промышленности, расширение торговли, требовало развития точных наук.
Ранее других стран возрождение переживает Италия. В конце XIII в. Флоренция стала колыбелью гуманистической культуры. Гуманисты высоко ценили книги, библиотеки: проявляли небывалый интерес к античности, изучали греческий и латинский языки, литературу, философию; разыскивали произведения древнегреческой и древнеримской литературы, собирали книги. Среди них Франческо Петрарка, который свою библиотеку завещал Венеции.
Крупнейшей в это время (XV в.) была библиотека Ватикана (1475). В ней хранились коллекции древних рукописей, собранных предшественниками. Подлинным основателем библиотеки считают Николая V, объявил ее публичной; она насчитывала более 1,5 тыс. рукописей.
В 1481 в библиотеке Ватикана насчитывалось 3,5 тыс. оригинальных рукописей.
Литература:
1. Библиотековедение: теория, история, организация деятельности библиотек: Учебник. — X., 1993. 176 с.
2. Калиберда Л. Общее библиотековедение: Учеб. пособие. — М., 1998. -192с.
3. Чачко А. Библиотечная профессиологии: Учеб. пособие. — М., 1996. — 120 с.
4. Алтухова Г. Професcиональная этика библиотекаря. — М., 2000. -102 с.
5. Балыка Д. Библиотека в прошлом. — М., 1925. — 117с.
6. Библиотека в демократическом обществе: 3б. матер. Междунар. наук. конф. / КДИК. — М., 1995. — 201 с.
7. Библиотечная наука, образование, профессия в демократической Украине: 3б. наук. трудов / КДУКИМ. — М., 1998. — 108 с.
8. Ильганаевои В. Библиотечная образование: новая парадигма развития. — М., 1996. -255с.
9. Ильганаевои В. Библиотечная сфера — социальный институт // Библ. Вестник. -1994 -№3. -С. 2-5.
10. Костенко Л. Информационно-коммуникативные ресурсы библиотек АН Украины // Библ. Вестник. — В 1993. № 3-4. С.55-58.
11. Пашкова В. Интеллектуальная свобода и доступ к информации в библиотеках: Зарубежный опыт. — К., 1998. -70 с.
12. Сенченко Н. Библиотеки и компьютеры. — М., 1990. — 226 с.
13. Слободяник М. Научная библиотека: эволюция структуры и функций. — М., 1995. — 268с.
14. Украина библиотечная. — М., 1996. — 92 с.
15. Украинская библиотечная ассоциация: Документы и материалы. — К., 1998. — 78 с.
16. Чачко А. библиотечного специалист: особенности труда и профессионализациы. — М., 1986. — 192 с.
17. Чекмарев А., Костенко Л., Павлуша Т. Национальная система электронных библиотек. — М., 1998. — 50 с.