Библиотековедение как наука

Реферат на тему:
Библиотековедение как наука
ПЛАН
1. Библиотека как социокультурный феномен.
2. Теоретические основы библиотековедения.
3. Библиотечный социальный институт.
Библиотека — это один из важнейших продуктов развития человеческой цивилизации. Ее деятельность связана с обществом на протяжении всей истории его существования. Возникновение этой социальной организации было обусловлено потребностями человечества в накоплении и хранении знаний. С самого начала библиотека стала мерилом духовности общества, и в последующие времена была учреждением, цели деятельности которого соответствовали стремлениям господствующих классов.
Определяются три источника формирования библиотековедческой мысли: библиотечная практика, профессиональное сознание, социальные заказы.
В развитии библиотековедения можно начертить несколько этапов:
И — предыстория формирования научной мысли: осмысление библиотечной практики, появление первых работ — 1 тысячелетия до н. е. — XVI в .;
II — оформление научных школ, профессиональных союзов, научных журналов — конец XIX в .;
III — утверждения научного статуса, вхождение в класс гуманитарных наук — начало — середина ХХ в .;
ИУ — превращение в производительную силу сферы деятельности, трансформация, изменение предмета и объекта — 80-е годы ХХ в.
Библиотековедение как наука развивалась в течение длительного времени, но интенсивно — лишь в начале ХХ в. В то время становления библиотековедения и оформления библиотечной деятельности в профессиональную сферу происходило почти одновременно.
Первые писаные источники в области библиотековедения появились еще в древние времена в виде каталогов библиотек. И чисто библиотечные труда появились позже в XVII-XVIII вв. и имели описательный, методический характер.
Существуют библиотекознавчи школы, которые определили направления развития науки уже в ХХ в .: англо-американская (библиотековедение как практикум), Восточная Европа (как общественная наука), Латинская Америка (наука о движении документов).

Трансфер Иваново
Развитие украинского библиотековедения приходится на конец ХIХ-нач. ХХ в. и связан, в основном, с именами К. И. Рубинского (1860—1930), и Я. Б. Хавкиной (1871—1949). Следует вспомнить Х. Д. Алчевске (1841—1910), Д. И. Багалея, Е. В. Балабанову, которые внесли значительный вклад в практическую помощь деятельности и развития библиотек.
Советский период библиотековедения разделяют на два этапа:
первый этап — 1917г. — До конца 50-х гг.
Второй этап — 60-80-е гг.
Первый этап — совпадает функциональное направление исследований, к концу 50-х гг. Советское библиотековедение сформировалось в самостоятельную научную дисциплину.
В 60-70-е гг. проявляется интерес именно к этим проблемам. Советское библиотековедение (в определении Чубарьян А. С.) — общественная наука, которая изучает закономерности развития, свойства, характер и структуру библиотечного процесса как одной из форм массовой социальной коммуникации.
Более приемлемым является определение Кузьмина Г. К. (рус. библиотековеда), который исходит из того, что библиотековедение призвано изучать все многообразие явлений в библиотечный сфере.
В наше время библиотековедение стало наукой изучает закономерности, формы организации, процессы деятельности в библиотечном социальном институте (БСИ).
Считается, что наука получает место в системе наук в том случае, когда определены ее предмет и объект, производимый понятийный аппарат, установленный фундамент, заключенная обобщающая теория и принципы, которые позволяют объяснить силу фактов. Таким образом, к основным характеристикам науки относятся: объект, предмет, метод, логические формы мышления.
В ХХ в. наука становится неотъемлемой частью современной деятельности в различных сферах. В содержательном плане наука имеет вид «дерева знаний», корни которого уходят в глубину веков, а верховья — ветви, переплетаясь, создают новые ответвления, составляют основу для более полного познания окружающего вселенной. Наука в наше время становится производительной силой в понимании возможностей преобразования человеческой жизни к лучшему, защиты окружающей среды, получение безвредных и безопасных технологий, материалов, энергии.
Средствами научной деятельности служат методы научного познания, а практической деятельности — средства реализации общественного назначения различных сфер человеческой деятельности.
Библиотековедение прошло долгий путь своего развития от «суммы технологий» к самостоятельной научной дисциплины.
Библиотечная теория — это комплекс взглядов, представлений, идей, направленный на толкование и объяснение фактов и явлений библиотечной сферы деятельности. Библиотечную теорию следует считать высшей формой организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные изменения в библиотечной сфере.
Объект теории — это то, что описывает теория, то есть совокупность реальных явлений. Предмет теории — это то, что она объясняет, то есть закономерные связи и отношения, которые функционируют в структуре объекта.
Библиотечная теория является результатом и итогом научной деятельности в библиотечной сфере. По объекту библиотековедения, осмысление которого началось в конце XIX в., Существовали разные точки зрения, прежде всего это были: библиотека, диада «книга-читатель», библиотечный процесс распространения книги, система библиотечных элементов. Объект библиотековедения отождествляется с предметом.
В настоящее время библиотека и библиотечная сфера деятельности достигли нового, более высокого уровня своей организации, признаками которого стали развитая структура, системная организация деятельности в рамках библиотечных сетей, система социальных коммуникаций, система подготовки и повышения квалификации кадров, оформление профессиональной печати и научных учреждений, определенные общественные функции, государственная и профессиональная система управления. Понятие объекта библиотековедения, таким образом, стало более широким и трансформируется относительно нового уровня организации библиотечной деятельности, которая стала социальным институтом. Объект библиотековедения определяется нами как библиотечный социальный институт, то есть институционализированный и социально-упорядочены в различных специализированных мероприятиях отношения и поведение библиотечного учреждения в ходе выполнения определенных социальных функций, связанных с распространением документов, информации и знаний. Новая трактовка объекта библиотековедения позволяет отрицать синонимика понятий объекта и предмета. Предмет библиотековедения можно определить как изучение процессов, закономерностей возникновения, становления, функционирования и развития БСИ.
В процессе своего исторического существования библиотека приобретала новых внешних элементов, которые не входили в ее структуры, но обеспечивали ее функционирование и развитие. По различным социальными функциями и в зависимости от роли в общественной жизни библиотеки стали делиться на определенные типы и виды. Так, кроме церковных, монастырских и университетских библиотек, появляются публичные, академические, научные, школьные и другие. Все они предназначались для обслуживания различных групп читателей и обеспечения информационных потребностей общества.
В середине XIX в. появляются библиотечные школы, формируются первые научные положения о библиотеке и библиотечном деятельность, создаются профессиональные кадры для библиотек.
Появление и дальнейшее становление различных библиотек вызвали необходимость разграничения их деятельности по разным направлениям по формированию фондов, их организации, хранения, по обслуживанию читателей и прочее. Развитие библиотек сопровождался ростом фондов, поиском средств их раскрытия, что требовало систематической подготовки профессиональных кадров, а параллельно и разделения труда библиотекарей.
Исторически срок формирования библиотечного социального института можно отнести к середине XIX в. Элементами БСИ есть библиотеки и их сети, системы библиотек, библиотечное образование, библиотечное образование и информационное обеспечение библиотечной деятельности, система управления, материально-техническая база.
Библиотека как социальная организация является одним из каналов передачи знаний в обществе. За долгую историю своего существования библиотечная история приобрела все признаки «социального института»: подчиненность общественным потребностям относительно структуры и функций; регулятивный характер деятельности; организационные формы учреждений, которые выполняют определенные социальные функции.
Библиотечный социальный институт Украина имеет все необходимые для своего дальнейшего развития материальные, кадровые, информационные, научные ресурсы.
Литература:
1. Библиотековедение: теория, история, организация деятельности библиотек: Учебник. — X., 1993. 176 с.
2. Калиберда Л. Общее библиотековедение: Учеб. пособие. — М., 1998. -192с.
3. Чачко А. Библиотечная профессиологии: Учеб. пособие. — М., 1996. — 120 с.
4. Алтухова Г. Професcиональная этика библиотекаря. — М., 2000. -102 с.
5. Балыка Д. Библиотека в прошлом. — М., 1925. — 117с.
6. Библиотека в демократическом обществе: 3б. матер. Междунар. наук. конф. / КДИК. — М., 1995. — 201 с.
7. Библиотечная наука, образование, профессия в демократической Украине: 3б. наук. трудов / КДУКИМ. — М., 1998. — 108 с.
8. Ильганаевои В. Библиотечная образование: новая парадигма развития. — М., 1996. -255с.
9. Ильганаевои В. Библиотечная сфера — социальный институт // Библ. Вестник. -1994 -№3. -С. 2-5.
10. Костенко Л. Информационно-коммуникативные ресурсы библиотек АН Украины // Библ. Вестник. — В 1993. № 3-4. С.55-58.
11. Пашкова В. Интеллектуальная свобода и доступ к информации в библиотеках: Зарубежный опыт. — К., 1998. -70 с.
12. Сенченко Н. Библиотеки и компьютеры. — М., 1990. — 226 с.
13. Слободяник М. Научная библиотека: эволюция структуры и функций. — М., 1995. — 268с.
14. Украина библиотечная. — М., 1996. — 92 с.
15. Украинская библиотечная ассоциация: Документы и материалы. — К., 1998. — 78 с.
16. Чачко А. библиотечного специалист: особенности труда и профессионализациы. — М., 1986. — 192 с.
17. Чекмарев А., Костенко Л., Павлуша Т. Национальная система электронных библиотек. — М., 1998. — 50 с.